Пояснительная записка

Программа спортивной подготовки по виду спорта дзюдо (далее Программа) составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273 – ФЗ, Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 01.12.2007 г.  № 329-ФЗ (ред. от  23.06.2014 г.), Уставом МБУ ДО «ДЮСШ № 2», на основе следующих нормативно - правовых документов, определяющих функционирование спортивной школы:

-приказа Минспорта России от 19.09.2012 г. № 231 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта дзюдо»;

- приказа Минспорта России от 27.12.2013 г. № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной; тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»;

- приказ Минспорта России от 24.10.2012 № 325 «О методических рекомендациях по организации спортивной подготовки в РФ».

Характеристика вида спорта дзюдо

Дзюдо (дзю-до)- вид спорта, основанный на бросках, подсечках, болевых и удушающих приёмах. На протяжении многих лет техника дзюдо менялась, совершенствовалась и закреплялась. Идея, которая лежала в основе любого боевого искусства 19 века - максимально эффективная атака или оборона, впоследствии изменилась. Тем самым из дзюдо исключались приёмы, которые не были безопасны для жизни и здоровья спортсменов.

Дзюдо создано выдающимся мастером и просветителем Дзигоро Кано (1860 – 1938 г.г.). Им были сформулированы основные правила и принципы тренировок и проведения соревнований. Он обобщал и систематизировал достижения множества самостоятельно существовавших направлений школ дзюдзюцу.

 Как средство физического воспитания, дзюдо направлено на развитие силы, здоровья и умения полностью раскрыть свои возможности. Дзюдо состоит из бросков, борьбы лёжа и каты – демонстрации приёмов упражнения. В реализации этих функций дзюдо участвуют все органы и части тела. При рациональных тренировках функциональная деятельность человеческого организма сохраняется на необходимом уровне, что укрепляет здоровье и создаёт условия для плодотворной работы.

Дзюдо сегодня – олимпийский вид спорта (впервые среди мужчин на Олимпиаде в Токио 1964 года). С конца 1930-х и до начала 1960-х годов в  СССР дзюдо практически не развивалось, однако, ситуация стала меняться когда в соревнованиях по дзюдо стали принимать участие советские самбисты. На сегодняшний день Федерация дзюдо России является членом Европейского союза дзюдо, который в качестве континентального подразделения входит в Международную федерацию дзюдо.

Дзюдо как самостоятельный вид единоборства характеризуется особенностями структуры подготовки, организации и проведения соревнований, своей иерархией ступеней мастерства.

Отличительные особенности и специфика организации тренировочного процесса в дзюдо

С учетом специфики вида спорта дзюдо определяются следующие особенности спортивной подготовки:

- комплектование групп спортивной подготовки, а также планирование тренировочных занятий (по объему и интенсивности тренировочных нагрузок разной направленности) осуществляются в соответствии с гендерными и возрастными особенностями развития;

- в зависимости от условий и организации занятий, а также условий проведения спортивных соревнований, подготовка по дзюдо осуществляется на основе обязательного соблюдения необходимых мер безопасности в целях сохранения здоровья лиц, проходящих спортивную подготовку.

Структура системы многолетней подготовки

Программы спортивной подготовки по дзюдо реализуется на следующих этапах:

- этап начальной подготовки. Минимальный возраст для зачисления в группу начальной подготовки первого года обучения 10 лет. Продолжительность этапа начальной подготовки – до 2х лет. На этап зачисляются лица, выполнившие  нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапы начальной подготовки и не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача).

- тренировочный этап (этап спортивной специализации). Продолжительность освоения этапа 5 лет. На этап зачисляются лица, выполнившие  нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на тренировочном этапе.

- этап совершенствования спортивного мастерства. На этап зачисляются лица, выполнившие  нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе совершенствования спортивного мастерства. Продолжительность этапов  (в годах) –  3 года. Программа рассчитана на детей, подростков (с 10 до 18 лет). Срок освоение программы может быть увеличен на 1 год на основе приказа Минспорта России от 12.09.2013 г. № 730 п. 38.

- этап высшего спортивного мастерства. На этап зачисляются лица, выполнившие  нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе высшего спортивного мастерства. Продолжительность этапов  (в годах) – без ограничений. Контингент занимающихся формируется из перспективных спортсменов, выполнивших нормативы мастера спорта России, при достижении ими высоких стабильных результатов.

Основная функция программы – спортивная подготовка обучающихся на этапах подготовки.

Вспомогательные функции – физическое образование и воспитание обучающихся.

Цель программы – максимальная реализация духовных и физических возможностей, достижения определенного высокого спортивного результата, зачисление в составы спортивных сборных команд Российской Федерации, субъектов РФ, подготовка спортивного резерва в связи с чем, для ее достижения на каждом ее этапе необходимо обеспечить решение конкретных задач.

Этап начальной подготовки – систематические занятия спортом максимально возможного числа детей и подростков, направленное на развитие их личности, привитие навыков здорового образа жизни, воспитание физических, морально-этических и волевых качеств, определение специализации.

Тренировочный этап (этап спортивной специализации) – улучшение состояния здоровья, включая физическое развитие, и повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей и требований программ по видам спорта.

Этап совершенствования спортивного мастерства – специализированная спортивная подготовка с учётом индивидуальных особенностей перспективных спортсменов для достижения ими высоких стабильных результатов, позволяющих войти в состав сборных команд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Этап высшего спортивного мастерства - специализированная спортивная подготовка с учётом индивидуальных особенностей перспективных спортсменов для достижения ими высоких стабильных результатов при выступлении в составе сборных команд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Образовательная цель - создание условий для гармоничного развития личности спортсмена - дзюдоиста, его физических способностей в целом, успешного развития психических процессов и нравственных качеств, формирования сознания и мышления, творческого подхода и самостоятельности, профессиональной ориентации к виду спорта «дзюдо».

Система многолетней спортивной подготовки спортсмена дзюдоиста включает и предполагает решение следующих задач:

-укрепление здоровья;

-привитие стойкого интереса к занятиям спортом, в частности дзюдо;

-формирование должных норм общественного поведения;

-выявление задатков, способностей и спортивной одаренности к виду спорта «дзюдо»;

-повышение разносторонней физической и функциональной подготовленности;

-приобретение и накопление соревновательного опыта;

-приобретение навыков в организации и проведении соревнований по общей и специальной физической подготовки;

-освоение допустимых тренировочных нагрузок;

-совершенствование технического и тактического мастерства;

-целевая установка на спортивное совершенствование;

-повышение функциональной подготовленности;

-стабильность выступлений на соревнованиях;

-сохранение здоровья.

Основными задачами реализации Программы являются:

-формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;

-формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;

-формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;

-выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте.

Программа направлена на:

-отбор одаренных детей для занятий дзюдо;

-создание условий для физического образования, воспитания и развития детей;

-формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, в том числе в избранном виде спорта «дзюдо»;

-подготовку к освоению этапов спортивной подготовки, в том числе в дальнейшем по программам спортивной подготовки;

-подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта;

-организацию досуга и формирование потребности в поддержании здорового образа жизни.

 I. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ

1.1 Особенности процесса спортивной подготовки

При осуществлении спортивной подготовки по дзюдо устанавливаются следующие этапы:

1) этап начальной подготовки;

2) тренировочный этап (этап спортивной специализации);

3) этап совершенствования спортивного мастерства;

4) этап высшего спортивного мастерства.

Программа по спортивной подготовки по дзюдо содержит указание только на минимальный возраст для зачисления – 10 лет. Максимальный возраст лиц, проходящих спортивную подготовку в дзюдо,  не ограничен.

При объединении в одну группу лиц, проходящих спортивную подготовку разных по спортивной подготовленности, разница в уровне их спортивного мастерства не должна превышать двух спортивных разрядов.

Зачисление на определенный этап спортивной подготовки, перевод лиц, проходящих спортивную подготовку, в группу следующего этапа спортивной подготовки производится по приказу директора ДЮСШ № 2, на основании решения тренерского совета с учетом стажа занятий, выполнения контрольно-переводных нормативов.

Если на одном из этапов спортивной подготовки, результаты прохождения спортивной подготовки не соответствуют требованиям, установленным федеральными стандартами спортивной подготовки по дзюдо, перевод на следующий этап спортивной подготовки не допускается.

Лицам, проходящим спортивную подготовку, не выполнившим предъявляемые программой спортивной подготовки требования, может предоставляться возможность продолжить спортивную подготовку на том же этапе спортивной подготовки в порядке. Такие лица могут продолжать спортивную подготовку повторно, но не более одного раза на данном этапе.

Отдельные лица, проходящие спортивную подготовку, не достигшие установленного возраста для перевода в группу следующего тренировочного года, в исключительных случаях могут быть переведены раньше срока на основании решения тренерского совета при персональном разрешении врача.

Длительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта дзюдо, представлены в таблице 1 .

Таблица 1
Этапы спортивной подготовки Длительность этапов (в годах) Минимальный возраст для зачисления в группы (лет) Наполняемость групп (человек)
Этап начальной подготовки 2 10 14-20
Тренировочный этап (этап спортивной специализации) 5 12 10-12
Этап совершенствования спортивного мастерства 2 - 3-4
Этап высшего спортивного мастерства Без ограничений - 2

Система многолетней спортивной подготовки представляет собой единую организационную систему, обеспечивающую преемственность задач, средств, методов, форм подготовки спортсменов всех возрастных групп, которая основана на целенаправленной двигательной активности: оптимальное соотношение процессов тренировки, воспитания физических качеств и формирования двигательных умений, навыков и различных сторон подготовленности; рост объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постоянно изменяется; строгое соблюдение постепенности в процессе наращивания нагрузок; одновременное развитие отдельных качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого.

Этапные нормативы по видам спортивной подготовки и их парциальное соотношение на этапах спортивной подготовки по виду спорта дзюдо (Женщины/мужчины)  представлены в таблице 2.

Таблица 2

Виды спортивной подготовки  Этапы спортивной подготовки
этап начальной подготовки тренировочный этап (этап спортивной специализации) этап совершенствования спортивного мастерства этап высшего спортивного мастерства
Общая физическая подготовка (%) 82/80 18/17 15/16 15/16
Специальная физическая подготовка (%) 82/80 21/21 21/20 23/24
Техническо-тактическая подготовка (%) 13/15 45/46 47/47 48//50
Теоретическая подготовка (%) 3/3 5/5 4/4 0,5
Контрольные испытания (%) 1/1 7/7 8,5/8,5 10/10
Соревнования (%) -   
Инструкторская и судейская практика (%)  - 3/3 3,5/3,5 -
Восстановительные мероприятия (%) 1/1 1/1 1/1 1,5

Составление планов спортивной подготовки, начинается с тренировочного этапа (этапа спортивной специализации).

Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки осуществляется на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства.

Для проведения занятий на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, кроме основного тренера (тренера-преподавателя) по виду спорта дзюдо допускается привлечение дополнительно второго тренера (тренера-преподавателя) по общефизической и специальной физической подготовке при условии их одновременной работы с лицами, проходящими спортивную подготовку

 Учебный план распределения учебных часов на этапах спортивной подготовки по виду спорта дзюдо (46 учебных недель)

№ п/п Виды спортивной подготовки Этапы спортивной подготовки
Этап начальной подготовки Тренировочный этап (этап спортивной специализации) Этап совершенствования спортивного мастерства Этап высшего спортивного мастерства
до года свыше года до двух лет свыше двух лет

до года свыше года
1 Общая физическая подготовка 256 332 99 116 125 141 156 166 191 206 235
2 Специальная физическая подготовка 117 136 156 174 194 231 239 259 353
3 Техническо-тактическая подготовка 36 62 248 290 338 381 423 519 562 605 707
4 Теоретическая  подготовка 8 12 28 32 37 41 46 44 48 51 7
5 Контрольные испытания 3 4 39 45 51 58 64 94 102 109 147
6 Соревнования - - 16 19 22 25 28 39 42 45 -
7 Инструкторская и судейская практика -
8 Восстановительные мероприятия 3 4 5 6 7 8 8 9 11 12 22
9 Медицинское обследование не менее 2 раз в год
  ИТОГО 276 414 552 644 736 828 920 1104 1196 1288 1472

Для обеспечения круглогодичности спортивной подготовки, подготовки к спортивным соревнованиям и активного отдыха (восстановления) лиц, проходящих спортивную подготовку, организуются тренировочные сборы, являющиеся составной частью (продолжением) тренировочного процесса в соответствии с перечнем тренировочных сборов.

Рекомендации по планированию спортивных результатов: На этапе начальной подготовки:  формирование устойчивого интереса к занятиям спортом; формирование широкого круга двигательных умений и навыков; освоение основ техники по виду спорта самбо, наличие опыта выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта самбо; всестороннее гармоничное развитие физических качеств; укрепление здоровья; отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий борьбой самбо. Планируемый результат: - НП до года - сохранение 90% контингента спортсменов, пришедших в начале года; - НП свыше года – выполнение 2-го юношеского разряда (30% спортсменов); На тренировочном этапе (этапе спортивной специализации): формирование общей и специальной физической, технико-тактической подготовки; стабильность демонстрации спортивных результатов на официальных спортивных соревнованиях; общая и специальная психологическая подготовка; укрепление здоровья. Планируемый результат: - ТЭ до 2-х лет – выполнение норматива 1-го юношеского разряда (50% из спортсменов этого этапа; - ТЭ свыше 2-х лет – выполнение 20% спортсменов данного этапа норматива КМС и попадание в сборные команды по самбо. На этапе совершенствования спортивного мастерства: повышение функциональных возможностей организма спортсменов; совершенствование специальных физических качеств, технико-тактической и психологической подготовки; стабильность демонстрации высоких спортивных результатов на региональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях; поддержание высокого уровня спортивной мотивации; сохранение здоровья. Планируемый результат – выполнение норматива МС России и попадание в сборную команду Российской Федерации. На этапе высшего спортивного мастерства: достижение высоких спортивных результатов (выполнять требования предъявляемые к нормативам Мастера спорта России), зачисление в состав сборной команды России.  Для обеспечения этапов спортивной подготовки организации, осуществляющие спортивную подготовку, используют систему спортивного отбора, представляющую собой целевой поиск и определение состава перспективных спортсменов для достижения высоких спортивных результатов. Система спортивного отбора включает: а) массовый просмотр и тестирование детей с целью ориентирования их на занятия спортом; б) отбор перспективных юных спортсменов для комплектования групп спортивной подготовки по виду спорта; в) просмотр и отбор перспективных юных спортсменов на тренировочных сборах и соревнованиях

1.2 Режимы тренировочной работы

Тренировочные занятия, проводятся в соответствии с годовым тренировочным планом, рассчитанным на 46 недель (в том числе считая участие в спортивных соревнованиях) тренировочных занятий непосредственно в условиях организации, осуществляющей спортивную подготовку, и дополнительно 6 недель – по индивидуальным планам лиц, проходящих спортивную подготовку, на период их активного отдыха.

Подготовка  дзюдоистов характеризуется определенными особенностями, которые необходимо учитывать при организации и планировании тренировочного процесса, а именно:

1) обеспечивать постепенное и стабильное увеличение спортивных результатов, исключать неоправданные перегрузки организма; обеспечивать тщательную подготовку к его первому участию в ответственных соревнованиях;

2) строиться с учетом возраста, пола, этапа, периода подготовки и индивидуальных особенностей спортсмена; обеспечивать постепенное увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок, предусматривая необходимые по продолжительности и характеру фазы отдыха;

3) строиться на основе всестороннего физического развития;

4) планироваться с учетом общего физического и психического уровня развития спортсмена, правильного определения его задатков и способностей к дальнейшей углубленной специализации;

5) строиться с соблюдением спортивного режима, рационального режима тренировок и отдыха, гигиены, быта и постоянного комплексного контроля за состоянием здоровья, функциональным состоянием и уровнем подготовленности.

Общегодовой объем тренировочной работы, начиная с 3 года обучения на тренировочном этапе подготовки, может быть сокращен не более чем на 25%. При объединении в одну группу занимающихся разных по возрасту и спортивной подготовленности разница в уровнях их спортивного мастерства не должна превышать двух разрядов.

Расписание занятий (тренировок) утверждается руководителем ДЮСШ № 2, после согласования с тренерским составом в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха спортсменов, с учетом их обучения в образовательных учреждениях.

Основные формы учебно-тренировочной работы:

-  тренировочные занятия с группой,

-  индивидуальные занятия,

-  самостоятельная работа занимающихся по индивидуальным планам,

-  тренировочные сборы,

-  теоретические занятия,

-  участие в спортивных соревнованиях и иных мероприятиях,

-  инструкторская и судейская практика,

-  медико-восстановительные мероприятия,

-   промежуточная и итоговая аттестация обучающихся.

Предельные тренировочные нагрузки

Продолжительность одного тренировочного занятия при реализации программ спортивной подготовки, рассчитывается в академических часах с учетом возрастных особенностей и этапа подготовки занимающихся и не может превышать:

на этапе начальной подготовки – 2 часов;

на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) – 3 часов;

на этапе совершенствования спортивного мастерства – 4 часов;

на этапе высшего спортивного мастерства – 4 часов.

При проведении более одного тренировочного занятия в один день суммарная продолжительность занятий не может составлять более 8 академических часов.

1.3 Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим спортивную подготовку

К занятиям на этапах спортивной подготовке по дзюдо допускаются лица, не имеющие медицинских противопоказаний, обладающие физическим и психологическим благополучием.

Спортсмены, зачисляемые на этап спортивной подготовки, обязаны предоставить информации о состоянии здоровья, перенесенных ранее травмах и заболеваниях.

На протяжении всего обучения по программе спортивной подготовке по виду спорта дзюдо, ведется медицинский контроль.

Медицинский контроль в спортивной деятельности имеет различные функции: медицинские осмотры самбистов перед участием в соревнованиях, после перенесенной болезни или травмы, врачебно-педагогическое наблюдение с использованием дополнительных нагрузок, спортивную ориентацию и отбор, контроль за питанием и использование восстановительных мероприятий и другое.

Диспансерное медицинское обследование каждый обучающейся на этапе спортивной подготовке обязан  проходить не менее двух раз в год.

Цель медицинского обследования – всесторонняя диагностика и оценка уровня здоровья и функционального состояния спортсмена, назначение необходимых лечебно-профилактических, восстановительных и реабилитационных мероприятий.

Медицинский контроль за спортсменами предусматривает:

1) диспансерное медицинское обследование;

2) медицинское обследование перед соревнованиями;

3) врачебно-педагогическое наблюдение в процессе тренировочных занятий;

4) санитарно-гигиенический контроль за режимом дня, местами тренировок, соревнований;

5) контроль за выполнением спортсменами рекомендаций врача по состоянию здоровья, режиму тренировок и отдыха.

Медицинский контроль предусматривает главное и принципиальное положение - допуск  к  тренировкам и соревнованиям здоровых детей и подростков.

В основу комплектования тренировочных групп положена система много­летней подготовки с учетом возрастных закономерностей становления спортивного мастерства.

На этап начальной подготовки  зачисляются спортсмены в возрасте от 10 лет, желающие зани­маться спортом и имеющие письменное разрешение врача об отсутствии противопоказаний к занятиям дзюдо.

Тренировочный этап формируются на кон­курсной основе из здоровых или практически здоровых учащихся в возрасте от 12 лет, прошедших медицинский осмотр во врачебно-физкультурном диспансере, про­явивших способности к дзюдо, прошедших необходимую подготовку на этапе начальной подготовки не менее одного года. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общей физической и специальной подготовке.

Этап совершен­ствования спортивного мастерства формируется из спортсменов в возрасте от 14 лет, прошедших медицинский осмотр в спортивно-физкультурном диспансере, успешно прошедших тренировочный этап подготовки и выполнивших спортивный разряд кан­дидата в мастера спорта. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положитель­ной динамики прироста спортивных показателей. На данном этапе под­готовка спортсменов идет на основе индивидуальных планов.

Этап высшего спортивного мастерства формируется из спортсменов прошедших медицинский осмотр в спортивно-физкультурном диспансере, успешно прошедших этап совершенствования спортивного мастерства и выполнивших норматив мастер спорта России.

Возраст, поступающих и занимающих осуществляющих спортивную подготовку, а также наполняемость спортивных групп и режим спортивной подготовки должен соответствовать требованиям, установленным Министерством спорта Российской Федерации и санитарно-эпидемиологическим правилам (САНПИН). Максимальный возраст лиц, проходящих спортивную подготовку – не ограничивается.

1.4 Минимальный и предельный объем соревновательной деятельности

Минимальный и предельный объем соревновательной деятельности в макроцикле определяется с учётом единства тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов в системе подготовки, в частности соревновательные нагрузки, должны гармонично сочетаться с динамикой тренировочных нагрузок и составлять с ними единое целое. Цель и поставленные задачи участия спортсмена в соревнованиях должны соответствовать уровню его подготовленности и способности решать поставленные задачи. Все соревнования годичного цикла должны быть направлены на достижение пика функциональных, технико-тактических и психологических возможностей спортсмена к моменту главных соревнований мезоцикла или макроцикла. Приближение деятельности спортсменов к требованиям соревнований в условиях тренировки достигается много яростностью построения занятий с перерывами между отдельными их частями для восстановления, а также на основе варьирования интенсивностью упражнений и продолжительностью отрезков с непрерывной двигательной активностью. Соблюдение данных положений наиболее важно в боевой практике и индивидуальных уроках. Повышение интенсивности достигается сериями поединков или совершенствуемых схваток, которые по своей двигательной насыщенности должны воспроизводить требования (в определенных случаях и превышать), предъявляемые к спортсмену в соревнованиях. Высокая моторная плотность частей тренировок и серий боев необходимы для компенсации недостающего в тренировке уровня психической напряженности, присущей ответственным соревнованиям. Поэтому перерывы между частями занятий служат оптимизации состояний, а проведение нескольких тренировок в день вместо одной нацелено не на увеличение объемов нагрузок, а на повышение интенсивности воздействия на спортсмена за счет двигательной и психической составляющих тренировки. Характерные особенности этапа централизованной подготовки – наличие строгого режима дня, разнообразие спарринг-партнеров, четко организованное питание и восстановительных процедур. Это осуществляется только на тренировочных сборах.

Требования к участию в спортивных соревнованиях лиц, проходящих спортивную подготовку:

- соответствие возраста участника с учетом пола и статуса спортивного соревнования;

- уровень спортивной квалификации в соответствии с Единой всероссийской спортивной классификацией, положением (регламентом) о спортивном соревновании и  правилами по виду спорта дзюдо;

- выполнение плана спортивной подготовки;

- прохождение предварительного соревновательного отбора;

-динамические наблюдения (текущее медицинское наблюдение, периодические медицинские осмотры, углубленные медицинские обследования, врачебно-педагогические наблюдения) за состоянием здоровья лиц, проходящих спортивную подготовку и оформление специалистами соответствующего медицинского заключения о допуске к спортивной подготовке и участию в спортивных соревнованиях;

- соблюдение антидопинговых правил.

Обязательным документом для направления спортсменов на соревнования является положение (регламент) о проведении спортивных соревнований. Документом, подтверждающим участие в соревнованиях, является официальный протокол соревнований, заверенный печатью организаторов и (или) размещенный на официальном сайте общероссийской спортивной федерации по виду спорта (его регионального, местного отделения) или уполномоченного соответствующим органом местного самоуправления и исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта.

Спортивные соревнования являются неотъемлемой частью тренировочного процесса, их характер и сроки проведения планируются заранее. Основными документами планирования и проведения соревно­ваний являются календарный план и положение о соревнованиях. Кален­дарный план соревнований составляется организацией, ответственной за их проведение. Он заранее утверждается и рассылается на места. Кален­дарные планы соревнований могут быть перспективными и годичными. Своевременное получение общего календарного плана позволяет правильно спланировать работу, составить свои ка­лендарные планы, успешно подготовиться к участию в соревнованиях. Календарный план должен быть стабильным и традиционным. Это по­зволит тренерам и спортсменам в течение ряда лет совершенствовать тренировочный процесс и достигать лучших результатов в пери­од основных соревнований.

Соревнования должны планироваться таким образом, чтобы по своей направленности и степени трудности они соответствовали задачам, поставленным перед спортсменом на данном этапе многолетней спортивной подготовки. Допускать юных самбистов к участию в соревнованиях целесообразно лишь в тех случаях, когда они по уровню своей подготовленности способны достичь определенных спортивных результатов. В зависимости от этапа многолетней тренировки роль соревновательной деятельности существенно меняется. Так, на начальных  этапах многолетней подготовки планируются только подготовительные и контрольные соревнования. Они проводятся редко, специальной подготовки к ним не ведется. Основной целью соревнований является контроль за эффективностью данного тренировочного этапа, приобретение соревно­вательного опыта, повышение эмоциональности тренировочно­го процесса.

По мере роста квалификации дзюдоистов на последующих этапах многолетней подготовки количество соревнований возрастает. В со­ревновательную практику вводятся отборочные и основные соревнова­ния, играющие значительную роль на этапе спортивного совершенст­вования.

Количество соревнований зависит и от индивидуальных особенно­стей спортсмена. При недостаточной технической подготовленно­сти спортсмена, длительном периоде восстановления организма, повы­шенной нервной возбудимости количество соревнований должно быть сокращено. И, наоборот, при отличной технической подготовленности, быстром восстановлении, уравновешенной нервной системе спортсмен может чаще участвовать в соревнованиях.

На этапе непосредственной подготовки к основным соревнованиям большое значение придается тактической подготовке. Достигнутый уже уровень технического мастерства, физической и психической подготов­ленности позволяет перейти к тактической подготовке в наибольшем приближении к условиям предстоящей соревновательной деятельности. Выбор того или иного тактического варианта, его отработка и реализа­ция в соревновательной деятельности обусловлены уровнем техническо­го мастерства юного спортсмена, развитием физических качеств, функ­циональными возможностями организма, психической подготовлен­ностью.

1.5Материально-техническое обеспечение

Требования к материально-технической базе:

- наличие тренировочного спортивного зала;

- наличие тренажерного зала;

- допускается наличие игрового зала;

- наличие раздевалок, душевых, допускается наличие восстановительного центра;

- наличие медицинского кабинета, оборудованного в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 09.08.2010 N 613н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий" (зарегистрирован Минюстом России 14.09.2010, регистрационный N 18428);

- обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимым для прохождения спортивной подготовки (таблица 4);

- обеспечение спортивной экипировкой;

- обеспечение питанием и проживанием в период проведения спортивных мероприятий за счет средств, выделенных организации на выполнение муниципального задания на оказание услуг по спортивной подготовке

- осуществление медицинского обеспечения лиц, проходящих спортивную подготовку.

1.6 Структура годичного цикла

Современное представление о планировании подготовки связано с ее определенной структурой, в которой выделяют:  микроциклы, мезоциклы и макроциклы.

Микроциклом тренировки называют совокупность нескольких тренировочных занятий, которые вместе с восстановительными днями составляют относительно законченный повторяющийся фрагмент общей конструкции тренировочного процесса. Как правило, длительность микроцикла составляет одну неделю.

В дзюдо по направленности тренировочных воздействий принято выделять шесть блоков построения недельных микроциклов: развивающий физический (РФ); развивающий технический (РТ); контрольный (К); подводящий (П); соревновательный (С); восстановительный (В).

Мезоцикл–структура средних циклов тренировки, включающих относительно законченный ряд микроциклов. Строительными блоками мезоцикла служат микроциклы различного типа. В практике средний цикл тренировки содержит от двух до шести микроциклов.

Макроцикл тренировки предполагает три последовательных фазы – приобретения, сохранения (относительной стабилизации) и некоторой утраты спортивной формы. Построение макроцикла основывается на периодизации круглогодичной тренировки.

На этапах начальной подготовки периодизация тренировочного процесса носит условный характер, так как основное внимание уделяется разносторонней физической и функциональной подготовке.

На тренировочном этапе годичный цикл подготовки включает подготовительный, соревновательный и переходный периоды. До 2-х лет обучения основное внимание продолжает уделяться разносторонней физической подготовке, повышению уровня функциональных возможностей, дальнейшему расширению арсенала технико-тактических навыков и приемов. При планировании годичных циклов свыше 2-х лет обучения в подготовительном периоде средствами ОФП решаются задачи дальнейшего повышения уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности и на этой базе повышение уровня специальной физической работоспособности.

На этапе совершенствования спортивного мастерства, высшего спортивного мастерства годичный цикл определяется индивидуально, система подготовки строиться в зависимости от календаря спортивных мероприятий. Основная задача

Годичный цикл подготовки включает подготовительный, соревновательный и переходный период.  При планировании годичных циклов,  в подготовительном периоде средствами ОФП решаться задачи дальнейшего повышения уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности и на этой базе повышение уровня специальной работоспособности.

Продолжительность подготовительного периода 6-9 недель. Этот период подразделяться на 2 этапа - общей подготовки и специальной подготовки. Распределение тренированных средств осуществляется с помощью недельных микроциклов.  В них предусматривается определённая последовательность и повторяемость занятий разной направленности и нагрузки.

На первом этапе подготовительного периода ставиться задача – повышение общего уровня подготовки, развитие силы, быстроты, выносливости, двигательных навыков; овладение основными элементами борьбы. Для данного этапа характерен большой объем тренировочной нагрузки.

На втором этапе продолжается развитие физических качеств, совершенствования техники борьбы, изучаются  элементы  тактики, организуются учебные, учебно-тренировочные и контрольные схватки.

В соревновательном периоде основная задача – участие в подводящих, контрольных и основных соревнованиях.  Соотношение средств подготовки должно соответствовать значимости соревнований.

Типы и структуры мезоциклов:

Мезоцикл тренировки можно определить как серию микроциклов разного или одного типа, составляющую относительно законченный этап или под этап тренировки. Построение тренировки в форме мезоциклов позволяет более целесообразно управлять суммарным тренировочным эффектом каждой серии микроциклов, обеспечивать при этом высокие темпы роста тренированности спортсмена. Средние циклы чаще всего состоят из 3-6 микроциклов и имеют общую продолжительность, близкую к месячным, их структура и содержание зависит от факторов: этапа и периода годичного цикла, возраста и подготовленности спортсмена, режима отдыха, внешних  условий тренировки, околомесячных биоритмов и жизнедеятельности организма.

Различают следующие  типы мезоциклов: втягивающий, базовый, контрольно-подготовительный, предсоревновательный, соревновательный, восстановительный.

II. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Рекомендации по проведению тренировочных занятий, а также  требования к технике безопасности в условиях тренировочных занятий и спортивных соревнований

Основными формами учебно-тренировчной работы по дзюдо являются: теоретические, практические занятия, тренировки, соревнования, инструкторская и судейская практика, тренировочные занятий в спортивных лагерях, УТС, оздоровительные мероприятия.

УТЗ проводиться в специально оборудованных залах. При залах необходимы дополнительные помещения: раздевалка, комната для тренеров, душевые, туалеты. Для занятий физической  и технической подготовкой дзюдоистов требуется стандартный спортивный зал, с закрытыми радиаторами отопительной системы. Пол в спортивном зале имеет ковровое покрытие (татами). Освещение зала должно соответствовать нормам и правилам соревнований. Помещение должно быть хорошо проветренным. Стены должны быть однотонные, неяркие. Отделка зала должна быть удобной для уборки, т.к. необходима ежедневная влажная уборка  и чистка ковра. Важно, чтобы на тренировках дзюдоисты были  в специальной спортивной форме. Теоретические занятия проводиться в форме бесед 15-20 минут, при проведение которых, желательно использовать наглядные пособия, просмотр соревнования.

Для участия в соревнованиях тренер обязан подавать в заявке исключительно спортсменов, соответствующих по уровню квалификации, возрасту и требованиям отбора, указанным в официальном положении о проводимом соревновании, а так же обладающих достаточным текущим уровнем физической, моральной и тактико-технической готовности

Тренировочные занятия на этапах спортивной подготовки проходят согласно расписанию. Обучающие должны приходить в спортивный зал заранее (за 15 мин. до начала занятия).

Спортсмены, осуществляющие спортивную подготовку должны регулярно знакомиться с инструкцией по технике безопасности и неукоснительно ее соблюдать.

Общие требования к безопасности в условиях тренировочных занятий и спортивных соревнований:

1. К занятиям допускаются обучающиеся, прошедшие инструктаж по технике безопасности, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, обучающиеся имеющие кожные и инфекционные заболевания к занятиям не допускаются;

2. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить тренеру, который сообщает об этом администрации школы.

3. В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать последовательность выполнения упражнений, выполнять команды тренера.

Требование безопасности перед началом занятия (соревнования):

1. Надеть спортивную форму (соответствующую виду спорта). Спортивная форма должна использоваться только для занятий, быть чистой и аккуратной;

2. Снять кольца, браслеты, часы и другие предметы, которые могут причинить травму партнѐру, длинные волосы должны быть подобраны или сплетены в косичку;

Требования безопасности во время занятия:

1.Вход обучающихся в зал и занятия разрешается только в присутствии и под руководством тренера;

2.Опоздавшие могут быть допущены к занятиям, только после

индивидуальной разминки и разрешения тренера;

3. При выполнении движений в беге и акробатических упражнений двигаться строго в одном направлении - по периметру зала против часовой стрелки, прыгать и выполнять кувырки сохраняя интервал спереди и слева, справа, возвращаться на исходную позицию строго вдоль зала.

4. При выполнении технических действий и во время тренировочных схваток соблюдать основные приемы самостраховки:

 - при проведении броска поддерживать партнѐра и тем самым смягчать удар при его падении;

- контролировать выполнение действий партнѐра;

- выполнять броски от центра к краю ковра;

- после проведения броска в кратчайший срок вернуться в исходное положение;

- не проводить приемы близко к краю ковра и за его пределами;

- прекратить прием, если партнер находится в опасном положении, грозящем ему травмой, вывести его из этого положения;

- прекратить немедленно все действия по первому требованию тренера или судьи

- при падении не упираться прямыми руками о ковѐр;

- не проводить приемы, требующие большой силы или высокой координации в состоянии сильной усталости;

- не сидеть на ковре и не бороться лежа, если рядом выполняются технические действия в стойки другими борцами

5. Обеспечение безопасности падения партнѐра - обязанность каждого занимающегося.

6. При изучении болевых приѐмов необходимо немедленно прекратить проведение приѐма при подаче сигнала партнѐра о сдаче, либо голосом, либо неоднократным хлопком по ковру или партнѐру.

7. Никогда не сидеть на краю ковра спиной к нему, а только лицом, чтобы всегда контролировать ситуацию и вовремя замечать опасный бросок в свою сторону.

8. Не оставлять на ковре металлические предметы (гири, гантели, штанги и их детали).

Требование безопасности по окончании занятия:

1. Убрать в отведѐнное место для хранения спортивный инвентарь;

2. Принять душ, переодеться в чистую одежду.

2.2. Рекомендуемые объемы  тренировочных и соревновательных нагрузок

Рекомендуемые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок (в часах) отражены в годовых планах по этапам спортивной подготовки, и рассчитаны на 46 недель, с учетом специфики этапов спортивной подготовки, где отражены разделы:

- Общая физическая подготовка (ОФП);

- Специальная физическая подготовка (СФП);

- Технико-тактическая подготовка (ТТП);

- Теоретическая подготовка (ТП);

- Контрольные испытания (КИ);

- Соревнования (С);

- Восстановительные мероприятия (ВМ);

- Инструкторская и судейская практика (ИСП)

Недельный режим тренировочной работы является максимальным и установлен в зависимости от периода и задач подготовки. Продолжительность одного тренировочного занятия считается академическим часом (45 мин) и не должна превышать:

- в группах начальной подготовки – 2-х часов

- в тренировочных группах- 3-х часов;

- в группах ССМ и ВСМ - 4-х часов, при двухразовых тренировках в день 3-х часов.

В зависимости от периода подготовки (переходный, подготовительный, соревновательный), начиная с тренировочных групп третьего года, недельная тренировочная нагрузка может увеличиваться или уменьшаться в пределах общегодового плана, определенного данной тренировочной группе. Так, во время каникул и в период пребывания в спортивно-оздоровительных лагерях, во время тренировочных сборов тренировочная нагрузка увеличивается с таким расчетом, чтобы общий объем годового учебного плана каждой группы был выполнен полностью.

Рекомендуемый объем соревновательных нагрузок

№ п/п  Этап подготовок  Вид соревнований Примерная соревновательная нагрузка
Контр. Отбор. Основ. дней соревнований схваток
 1  Спортивное совершенствование  4 2 2 6-8  6-8 30-40
 2  Высшее спортивное мастерство  4 3 3 8-10  8-10  40-50

2.3. Педагогический и врачебный контроль

2.3.1. Педагогический контроль

Педагогический контроль является основным для получения инфор­мации о состоянии и эффективности деятельности спортсменов. Он применяется для оценки эффективности средств и методов трениров­ки, для определения динамики спортивной формы и прогнозирования спортивных достижений. Задачи педагогического контроля - учет тре­нировочных и соревновательных нагрузок, определение различных сто­рон подготовленности спортсменов, выявление возможностей достиг­нуть запланированного спортивного результата, оценка поведения юно­го спортсмена на соревнованиях. Основными методами педагогического контроля являются педагогические наблюдения и контрольные испытания (тесты), характеризующие различные стороны подготовленности юных спортсменов.

Для определения исходного уровня и динамики общей физической подготовленности спортсменов рекомендуется следую­щий комплекс контрольных упражнений: прыжок в длину с места; чел­ночный бег 3 х 10 м; подтягивание в висе (юноши); сгибание-разгибание рук в упоре лежа (девушки) и др.

Тестирование по ОФП учащихся спортивных школ осуществляется два раза в год: в середине и конце тренировочного года.

Перед тестированием проводится разминка.

Примерный комплекс контрольных упражнений по ОФП включает следующие тесты:

а)  Прыжки в длину с места проводятся на татами. Ис­пытуемый встает у стартовой линии в исходное положение - ноги па­раллельно - и толчком двумя ногами со взмахом рук совершает пры­жок. Приземление происходит одновременно на обе ноги. Измерение осуществляется рулеткой по отметке, расположенной ближе к старто­вой линии, записывается лучший результат из трех попыток в санти­метрах.

б)  Челночный бег 3 х 10 м, 5 х 10 м выполняется с максимальной скоростью. Испытуемый встает у стартовой линии, стоя лицом к стойкам. По коман­де обегает препятствия. Время фиксируется до десятой доли секунды. Разрешается одна попытка.

в) Подтягивание на перекладине из виса оценивается при выполне­нии спортсменом максимального количества раз хватом сверху, и.п.: вис на перекладине, руки полностью выпрямлены в локтевых суставах. Под­тягивание засчитывается при положении, когда подбородок испытуемо­го находится выше уровня перекладины. Каждое последующее подтяги­вание выполняется из и.п. Запрещены движения в тазобедренных и ко­ленных суставах и попеременная работа руками.

г) Сгибание и разгибание рук в упоре лежа выполняется максималь­ное количество раз. И.п.: упор лежа на горизонтальной поверхности, руки полностью выпрямлены в локтевых суставах, туловище и ноги со­ставляют единую линию. Отжимание засчитывается, когда испытуемый, коснувшись грудью пола (горизонтальной поверхности), возвращается в и.п. При выполнении упражнения запрещены движения в тазобедренных

суставах.

Примерный комплекс контрольных упражнений по специальной фи­зической подготовке включает в себя оценку скорости выполнения уп­ражнений:

а) Забегания на «борцовском мосту» выполняются спортсменом из исходного положения - упор головой в ковер - в правую и левую сторо­ну по пять раз максимально широкими шагами без прыжков. Фиксирует­ся время выполнения упражнения до десятой доли секунды.

б)  Подъем разгибанием из исходного положения «борцовский мост»- выполняется на татами в дзюдоге босиком, оценивается качество выполнения.

в) Броски партнера через бедро (передней подножкой, подхватом, через спину); спортсмен выполняет 10 бросков одного партнера из исход­ного положения - стоя. Фиксируется время выполнения серии бросков до десятой доли секунды.

Для тестирования уровня технико-тактической подготовленности проводится тестирование спортсменов в виде демонстрации приемов, защит, контрприемов и комбинаций из всех классификационных групп в стойке и борьбе лежа.

Педагогический контроль включает также и показатели трени­ровочной и соревновательной деятельности (количество трениро­вочных дней, занятий, соревновательных дней, стартов), исходный уровень состояния здоровья, физического развития, физической под­готовленности, функциональных возможностей и динамика этих показателей вносятся в индивидуальную карту занимающихся.

В процессе подготовки спортсменов используются этапный, текущий и оперативный контроль. Задача этапного контроля - выявле­ние изменений в состоянии спортсмена на протяжении относительно длительного периода тренировки. Частота обследований спортсмена может быть различной и зависит от особенностей построения годично­го цикла тренировки. Текущий контроль характеризует тренировочный эффект нескольких занятий. Задача оперативного контроля - оценка эф­фекта одного тренировочного занятия. Выбор показателей контроля зависит от задач тренировки в тот или иной период проведения обследо­вания.

Врачебный - педагогический, психологический и биохимический контроль осуществляется путем проведения комплексного контроля (далее КК).

Цель КК - получение полной объективной информации о здоровье и подготовленности каждого лица проходящего спортивную подготовку.

КК включает в себя единую систему проведения всех процедур обследования, оценки структуры тренировочной и соревновательной деятельности (соответствие спортивных результатов прогнозу, выполнение индивидуальных планов по тренировочным нагрузкам, диагностика здоровья и функционального состояния, уровень специальной физической, технической и психологической подготовленности, выполнение назначенных лечебно-профилактических процедур и восстановительных мероприятий и т.д.).

2.3.2. Врачебный контроль

В процессе многолетней подготовки диспансерное медицинские об­следования позволяют следить за динамикой состояния здоровья, физического развития и функциональной подготовленности, а теку­щие обследования - контролировать переносимость тренировочных и соревновательных нагрузок и своевременно принимать необходимые ле­чебно-профилактические меры.

Медицинское обеспечение спортсменов предполагает проведение следующих видов обследований:

- первичного;

- ежегодных;

- дополнительных;

- этапного, текущего и срочного контроля, включая врачебно-педагогические наблюдения.

Ряд видов обследования (этапный, текущий, срочный) осуществля­ется в основном при работе со спортсменами в группах спортивного со­вершенствования и ВСМ, в условиях тренировочных сборов с привлече­нием специалистов комплексной научной группы, врачей-специалистов (кардиологов, невропатологов, биохимиков и др.).

Основной целью первичного обследования является оценка при до­пуске к занятиям самбо состояния здоровья (с позиции существующих в этом плане нормативных документов, также эндогенных и профессио­нальных факторов риска), уровня физического развития (в том числе сте­пени полового созревания, когда речь идет о детях и подростках), функ­циональных возможностей ведущих систем организма и общей физичес­кой работоспособности.

Ежегодные диспансерные медицинские обследования проводятся два раза в году. Их основной целью является оценка состояния здо­ровья спортсменов, уровня физического развития (в том числе сте­пени полового созревания, когда речь идет о юных самбистах) и фун­кционального состояния ведущих систем организма.

Дополнительные медицинские обследования проводятся после пере­несенных заболеваний и травм, длительных перерывов в тренировках, по просьбе тренера или спортсмена. Их основная цель, в принципе, со­впадает с целью углубленных медицинских обследований.

Этапный контроль проводится 4 раза в году:

•  1-е обследование - по окончании втягивающего этапа подготови­тельного периода;

•  2-е и 3-е обследования - в середине и конце подготовительного

периода;

•  4-е обследование - в конце предсоревновательного периода.

Основной целью этапного контроля является определение кумуля­тивных изменений, возникающих в организме спортсменов в процессе тренировочных занятий.

В ходе его регистрируются:

·  общая физическая работоспособность;

·  энергетические потенции организма;

·  функциональные возможности ведущих для избранного вида спорта систем организма;

·  специальная работоспособность.

Текущий контроль. Основной целью текущего контроля является определение степени выраженности отсроченных постнагрузочных из­менений в функциональном состоянии ведущих органов и систем орга­низма спортсмена.

Текущий контроль осуществляется:

·  ежедневно утром (натощак, до завтрака; при наличии двух трени­ровок - утром и перед второй тренировкой);

·  три раза в неделю (первый - на следующий день после дня отды­ха, второй - на следующий день после наиболее тяжелой тренировки и третий - на следующий день после умеренной тренировки);

·  один раз в неделю - после дня отдыха.

В предсоревновательном периоде целесообразно использование первого варианта организации текущего контроля.

При проведении текущего контроля, независимо от специфики вы­полняемых тренировочных нагрузок, обязательно оценивается функци­ональное состояние: центральной нервной системы.

Разведка

Разведка – наблюдением, поросом, поединком. Оценка обстановки – условий проведения соревнований и контингента участников. Планирование выступления (цель, средства, методы). Тактика передвижений, проведение приема, ведение поединка. Составление тактического плана поединка и его реализация. Распределение сил на весь поединок.

Тактика выполнения приемов

Тактика выполнения приемов борьбы лежа: удержаний, боевых, удушающих.

Тактические подготовки

Тактические подготовки: подавление, маневрирование, маскировка (угроза, вызов).

Основы тактики для учебно-тренировочной группы УТ-3,4,5

Тактика ведения поединка

Тактика ведения поединка с различными партнерами. Тактика захватов и передвижений: сочетание различных захватов и передвижений относительно площади ковра и относительно противника.

Тактика проведения приема

Тактика проведения приема: проведение приемов с непосредственным воздействием на противника: с толчком, с рывком, с тягой, с заведением.

Тактика ведения поединка

Тактика ведения поединка: активность дзюдоистов в различные периоды поединка, предугадывание вероятных действий противника.

Тактика проведения турнира

Тактика проведения турнира: распределение сил на все поединки турнира; выполнение режима соревновательного дня.

Этап спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства:

Содержание теоретической подготовки

Вопросы теоретической подготовки спортсменов-дзюдоистов включают в себя:

1. Спортивные федерации.

2. Федерация дзюдо.

3. Краткие сведения о строении и функциях организма.

4. Анализаторы.

5. Двигательный аппарат, сердечно-сосудистая система.

6. Взаимосвязь технических и тактических действий.

7. Методика обучения сложным технико-тактическим действиям.

8. Методы определения нагрузки.

9. План предсоревновательной подготовки.

10 План проведения тренировочных занятий.

11 Физиологическая характеристика различных видов мышечной деятельности.
Общая физическая подготовка

1.  Развитие двигательных качеств.

2.  Упражнения легкой атлетики, тяжелой атлетики, плавания, спортивных игр.
Специальная физическая подготовка

Дальнейшее развитие двигательных качеств.
Основы техники

Приемы борьбы стоя (комбинации)

Передняя подножка от задней подножки, от боковой подсечки. Зацеп изнутри от броска через бедро. Бросок через спину от зацепа изнутри. Зацеп стопой, садясь, от броска захватом руки под плечо. Бросок захватом руки на плечо от задней подножки. Передняя подножка на пятке от задней подножки. Подхват от боковой подсечки. Бросок через плечо от броска через бедро. Бросок через спину от броска через плечо. С упором в колено от броска захватом одноименной ноги изнутри. Бросок через голову от передней подсечки. Зацеп стопой боковой подсечки. Подсечка изнутри в колено от броска через бедро. Подхват от броска через бедро.

Приемы борьбы стоя (контрприемы)

Задняя подножка при выполнении обхвата. Бросок захватом за подколенный сгиб при проведении передней подсечки. Бросок через грудь при выполнении бокового подхвата. Задняя подножка при выполнении задней подножки. Подхват при выполнении броска захватом подножки, захватом двух бедер. Бросок через спину при выполнении зацепа изнутри. Зацеп снаружи, зацеп изнутри при выполнении зацепа изнутри, снаружи. Задняя подножка при выполнении переворота. Зацеп изнутри при выполнении броска через грудь. Бросок через грудь при выполнении броска через грудь. Бросок через грудь при выполнении броска через спину, передней подножки, броска через плечо, подхвата изнутри. Зацеп стопой при выполнении бокового бедра.

Приемы борьбы лежа

Перегибание локтя снизу при выполнения удушающего верхом; скрещивая руки. Удушающий отворотом спереди при выполнении удержания верхом и со стороны головы. Переворачивание рычагом и переходы: на удержание сбоку; перегибание локтя через бедро, удушение предплечьем спереди.

Переворачивания захватом руки из-под плеча и переходы: на удержание со стороны головы перегибание локтя при захвате руки ногами; удушение, скрещивая руки. Удушение спереди, скрещивая руки при выполнении удержания поперек. Рычаг внутрь при выполнении удушения воротом сзади.
Основы тактики

Параметры технико-тактической подготовки: активность, эффективность, результативность, разносторонность. Виды тактики: наступательная, контратакующая, оборонительная.

Взаимосвязь объема технических т эффективности тактических действий. Формирование навыка, предполагающего автоматизацию.

Выполнение действий в сочетании со складывающейся обстановкой борьбы.
Соревновательная подготовка проходит согласно плану ЕКП

Влияние физических качеств и телосложение на результативность по виду спорта дзюдо:

Физические качества и телосложение    Уровень влияния 
Скоростные способности 3
Мышечная сила 3
Вестибулярная устойчивость   3
Выносливость  3
Гибкость 2
Координационные способности   2
Телосложение 1

Условные обозначения:

3 - значительное влияние;

2 - среднее влияние;

1 - незначительное влияние.

2.5 Рекомендации по организации психологической подготовки

Психологическая подготовка связана с процессом со­вершенствования психики спортсмена. Пробелы в морально-волевой подготовке чаще становятся причиной досадных поражений отдельных самбистов и целых команд, причиной серьезных нарушений морали и этики. Основной задачей моральной, волевой и специальной психологи­ческой подготовки является воспитание моральных и волевых качеств спортсмена.

Психологическая подготовка дзюдоистов включает в себя:

1.Психологию взаимного понимания: стиль поединка

2. Восприятие противника

3. Самосознание

4. Взаиморасположение дзюдоистов

5. Писхорегулирующую тренировка

6.Самовнушение и подготовка спортсмена

7. Контроль за предстартовыми эмоциональными сдвигами

8.Стресс

9.Системный стресс

10.Психологический стресс

Упражнения для развития волевых качеств в дзюдо:

Решительности: проведение поединков с моделированием реальных ситуаций, которые могут встретиться в предстоящих соревнованиях.

Настойчивости: освоение сложных, не удающихся для выполнения с первой попытки приемов, поединки с односторонним сопротивлением.

Выдержки: проведение поединка с непривычным, неудобным противником.

Смелости: поединки с более сильным противником (выполнение при этом посильных задач – не позволить выиграть противнику, выполнить атакующее действие самому.)

Упражнения для развития нравственных качеств средствами дзюдо:

Трудолюбия: поддержание в порядке спортивной формы (стирка, глажка, ремонт).

Взаимопомощи: поддержка, страховка партнера, помощь партнеру при выполнении различных упражнений.

Дисциплинированности: выполнение строевых команд, выполнение требований тренера и традиций коллектива дзюдо.

Инициативности: выполнение некоторых обязанностей помощника тренера (частичный показ выполнения приемов), самостоятельная работа по освоению техники и тактики; проведение поединков со слабыми, менее квалифицированными партнерами с задачей действовать нестандартными способами и методами.

Упражнения для развития нравственных качеств средствами других видов деятельности

Инициативности: выполнение порученной работы с установкой сделать лучше, быстрее и качественнее, чем другие.

Честности: выполнение требований говорить правду товарищам, тренеру, родителям (при опозданиях, при выявлении причин ошибок).

Доброжелательности: стремление подружиться с партнером по выполнению упражнения, по тренировке.

Дисциплинированности: не опаздывать в школу, на тренировку, соблюдать правила поведения в общественных местах, дома, в школе, в гостях.

Трудолюбия: выполнение необходимой работы в спортивном зале (уборка, мелкий ремонт инвентаря), обязательно сопровождаемое положительными эмоциями, положительной оценкой результатов работы.

2.6  Планы применения восстановительных мероприятий

Планирование объема восстановительных средств определяется в годовых планах тренировочных занятий групп НП,УТ, ССМ и ВСМ.

Восстановительные средства и мероприятия включают в себя:

Пассивный отдых:

Прежде всего - ночной сон продолжительностью не менее 8 часов в условиях чистого воздуха и тишины. В периодах с большими нагрузками рекомендуется дополнительно отдыхать 1-1,5 часа в послеобеденное время (желательно не сразу, а после прогулки 20-30 мин). При очень напряженных двух- и трехразовых тренировках возможен и трехразовый сон продолжительностью примерно по 1 часу после завтрака (первая тренировка до завтрака) и обеда. Ночной сон увеличивается до 9 часов.

Активный отдых:

После упражнений с большой нагрузкой часто бывает, полезен активный отдых (компенсаторное плавание), которое ускоряет процессы восстановления и снижает нагрузку на психическую сферу спортсмена. Однако необходимо иметь в виду, что общий объем нагрузки при этом увеличивается и утомление от всей суммы тренировочной работы на занятии в целом не уменьшается. Во многих случаях на следующий день после занятий с большой нагрузкой эффективна 30-40-минутная нагрузка в виде малоинтенсивных упражнений (очень легкий бег или ходьба по лесу, езда на велосипеде, ходьба на лыжах). Частота пульса при этом, как правило, не должна превышать 120 уд./мин.

Из медико-биологических средств восстановления: витаминиза­ция, физиотерапия, гидротерапия, все виды массажа, русская пар­ная баня и сауна.

2.7 Планы антидопинговых мероприятий

Допинг – запрещенные фармакологические препараты и процедуры, используемые с целью стимуляции физической и психической работоспособности и достижения, благодаря этому, высокого спортивного результата. Прием допинга сопряжен с возможностью нанесения морального ущерба спорту и спортсмену, вреда здоровью спортсмена, морального и генетического ущерба обществу.

В настоящее время перед ДЮСШ № 2, стоит задача проведение профилактической работы по формированию знаний об антидопинговых правилах и поиска эффективных форм противодействия применению допинга в спорте. Круглогодично тренерским составом со спортсменами проводится разъяснительная работа по пресечению использования допинга.

В разделе программы по дзюдо «Теоретические знания» тренерами-преподавателями должны быть отведены часы на «Общие основы фармакологического обеспечения в спорте», «Профилактике допинга применения допинга среди спортсменов». Содержание материала должно включать в себя как теоретические аспекты проблемы применения допинга в спорте, так и формирование практических навыков соблюдения антидопинговых правил и нравственных убеждений у спортсмена.

Если будет установлено, что спортсмен использовал запрещенные вещества и методы в соревновательный и внесоревновательный периоды, то в соответствии с Всемирным антидопинговым кодексом для спортсмена, тренера и врача, принимавших участие в подготовке спортсмена, предусмотрено:

первое нарушение: минимум – предупреждение, максимум – 1 год дисквалификации;

второе нарушение: 2 года дисквалификации;

третье нарушение: пожизненная дисквалификация.

2.8  Инструкторская и судейская практика

Одной из задач ДЮСШ № 2  является подготовка учащихся к роли помощника тренера, инструктора и активного участника в организации и проведении соревнований по борьбе дзюдо. Решение этих задач целесообразно начинать на учебно-тренировочном этапе и продолжать инструкторскую и судейскую практику на всех последующих этапах подготовки. Учащиеся учебно-тренировочных групп должны овладеть принятой в дзюдо терминологией и уметь проводить строевые порядковые упражнения, овладеть основная и заключительная части. Умет выполнять обязанности дежурного по группе (подготовка мест занятий, получение необходимого инвентаря и т.д.).

На учебно-тренировочных этапах необходимо научить юных спортсменов самостоятельному ведению дневника тренировочных и соревновательных нагрузок, регистрировать результаты тестирования физических качеств и соревновательной техники. Большое внимание уделяется анализу соревнований, спортсмены должны научиться объективно оценивать свои сильные и слабые стороны, сознательно относиться к рекомендациям тренера. Привитие судейских навыков осуществляется путем изучения правил соревнований, привлечения учащихся к непосредственному выполнению отдельных судейских обязанностей при проведении соревнований в своей и других группах. Учащиеся могут принимать участие в судействе соревнований в детско-юношеских, спортивных школах в роли судьи, старшего судьи, секретаря; в городских соревнованиях – в роли судьи, секретаря.

Судейские навыки приобретаются путем изучения правил соревно­ваний, привлечения учащихся к непосредственному выполнению судей­ских обязанностей в своей и других группах, ведения протоколов сорев­нований.

III. Система контроля и зачетные требования

3.1 Методические указания по организации контроля обучающихся на спортивной подготовки

Приемные и переводные испытания проводятся в соответствии с контрольно-переводными нормативами по направлениям подготовки.

Оценка уровня подготовленности воспитанников производится по следующим направлениям:

-   общая физическая подготовка;

-   специальная и техническая подготовка;

-   участие в соревнованиях;

-   наличие разряда, соответствующего уровню подготовки;

-   состояние здоровья.

Цель контроля – в соответствии с Программой обеспечить оптимальность воздействия тренировочных и соревновательных нагрузок на организм занимающихся при планомерном повышении уровня их специальной подготовленности по годам в зависимости от целевой направленности этапа подготовки.

Текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся являются неотъемлемой частью образовательного процесса, так как позволяют оценить реальную результативность учебно-тренировочной деятельности.

Текущий контроль успеваемости – оценка качества усвоения содержания разделов Программы, выполнение тренировочных заданий обучающимися по результатам проверки. Формы текущего контроля успеваемости выбирает тренер-преподаватель с учетом контингента обучающихся и содержания тренировочных заданий.

Промежуточная аттестация для перевода на следующий этап (период) осуществляется один раз в год. Срок проведения  апрель – май текущего года.

Форма промежуточной аттестации – сдача контрольно-переводных нормативов. Итоги промежуточной аттестации обучающихся отражаются в протоколе сдачи контрольно-переводных нормативов, который является одним из отчетных документов и хранится в Учреждении. По итогам промежуточной аттестации издается приказ о переводе на следующий этап (период) обучающихся, сдавших контрольно-переводные нормативы. Обучающиеся не сдавшие контрольно-переводные нормативы по болезни или другой уважительной причине, могут быть оставлены на прежнем этапе (периоде) подготовки или решением педагогического совета переведены на следующий этап (период) подготовки.

1. На этапе начальной подготовки:

формирование устойчивого интереса к занятиям спортом; формирование широкого круга двигательных умений и навыков; освоение основ техники по виду спорта дзюдо, наличие опыта выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта дзюдо; всестороннее гармоничное развитие физических качеств; укрепление здоровья; отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий борьбой дзюдо.

2. На тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):

формирование общей и специальной физической, технико-тактической подготовки; стабильность демонстрации спортивных результатов на официальных спортивных соревнованиях; общая и специальная психологическая подготовка; укрепление здоровья.

3. На этапе совершенствования спортивного мастерства:

повышение функциональных возможностей организма спортсменов; совершенствование специальных физических качеств, технико-тактической и психологической подготовки; стабильность демонстрации высоких спортивных результатов на региональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях; поддержание высокого уровня спортивной мотивации; сохранение здоровья.

4. На этапе высшего спортивного мастерства:

достижение результатов уровня спортивных сборных команд Российской Федерации; повышение стабильности демонстрации высоких спортивных результатов во всероссийских и международных официальных соревнованиях.

Для обеспечения этапов спортивной подготовки , используют систему спортивного отбора, представляющую собой целевой поиск и определение состава перспективных спортсменов для достижения высоких спортивных результатов.

Система спортивного отбора включает:

а) массовый просмотр и тестирование детей с целью ориентирования их на занятия спортом;

б) отбор перспективных юных спортсменов для комплектования групп спортивной подготовки по виду спорта;

в) просмотр и отбор перспективных юных спортсменов на тренировочных сборах и соревнованиях.

Максимальный возраст лиц, проходящих спортивную подготовку по Программе на этапе высшего спортивного мастерства, не ограничивается.